Можно ли сгладить кондером ток 20-30А? (Чисто академический опыт)
- sanders
- Advanced Member
- Сообщения: 9377
- Зарегистрирован: 26.03.2008,14:47
- Откуда: Санкт-Петербург
-
Вклад в сообщество
Можно ли сгладить кондером ток 20-30А?
Чисто академический опыт
Имеется генератор, работающий с частотой примерно 600 - 3000 об/мин.
В него встроен выпрямитель, и это устройство будем считать неразборным, что внутри - не ясно.
На выходе напряжение 13..13.5в очень стабильное, от оборотов почти не зависит (в пределах этих 0.5в)
Все бы хорошо, да вот беда: возле нижней границы скорости вращения, лампы накаливания начинают слегка мерцать.
Тестер показывает все те же 13...13.5в.
Возможно осцилограф бы показал некую переменку (пульсации) в такт с оборотами генератора.
Вопрос такой: можно ли каким-либо конденсатором (10-, 20-, 100-тыс. микрофарад) сгладить эти пульсации, если ток нагрузки 10-30А, а частота пульсаций 10Гц (600об/мин делим на 60сек) ?
Я так понимаю, что у кондеров есть инерционность, и с увеличением емкости в какой-то момент эффект сглаживания прекратится? Или если поставить не один бооольшой, а много маааленьких кондеров, тогда инерционность не будет мешать сглаживанию?
Не нужно советовать вторичный стабилизатор и т.п. Мне интересна именно теоретическая часть сглаживания пульсаций кондерами.
Имеется генератор, работающий с частотой примерно 600 - 3000 об/мин.
В него встроен выпрямитель, и это устройство будем считать неразборным, что внутри - не ясно.
На выходе напряжение 13..13.5в очень стабильное, от оборотов почти не зависит (в пределах этих 0.5в)
Все бы хорошо, да вот беда: возле нижней границы скорости вращения, лампы накаливания начинают слегка мерцать.
Тестер показывает все те же 13...13.5в.
Возможно осцилограф бы показал некую переменку (пульсации) в такт с оборотами генератора.
Вопрос такой: можно ли каким-либо конденсатором (10-, 20-, 100-тыс. микрофарад) сгладить эти пульсации, если ток нагрузки 10-30А, а частота пульсаций 10Гц (600об/мин делим на 60сек) ?
Я так понимаю, что у кондеров есть инерционность, и с увеличением емкости в какой-то момент эффект сглаживания прекратится? Или если поставить не один бооольшой, а много маааленьких кондеров, тогда инерционность не будет мешать сглаживанию?
Не нужно советовать вторичный стабилизатор и т.п. Мне интересна именно теоретическая часть сглаживания пульсаций кондерами.
Впервые в истории кондёрами сглаживают ток. Наверное, катают их боком по дорожке, вручную...
Кондёры сглаживают только пульсации напряжения, ток они вообще никак не проводят, покуда не пробиты насквозь+вдребезги...
Однако, в рамках того-ж плана можешь подцепить авто-аккум. Этот зверь с током справится в-лёгкую! (Ежли предварительно заряжен. Тут только махонькая проблеммка "перезаряд аккума" возникает, её допускать низзя, потому ваяй схемку контроля-ограничения)
Вообще, законы магнетизма не обманешь: чем медленнее крутишь якорь, тем меньше частота в сети, и никакой пупер-импульсный стаб с этим не справится. Решение "экономить на бензине" выльется в затраты на буферный аккум и контрольные схемы ограничителей тока со стороны потребителей (100А генератор не потянет, а вот аккум отдаст легко, особливо при козе). Так-что установи разумные рамки компромисса.
Кондёры сглаживают только пульсации напряжения, ток они вообще никак не проводят, покуда не пробиты насквозь+вдребезги...
Однако, в рамках того-ж плана можешь подцепить авто-аккум. Этот зверь с током справится в-лёгкую! (Ежли предварительно заряжен. Тут только махонькая проблеммка "перезаряд аккума" возникает, её допускать низзя, потому ваяй схемку контроля-ограничения)
Вообще, законы магнетизма не обманешь: чем медленнее крутишь якорь, тем меньше частота в сети, и никакой пупер-импульсный стаб с этим не справится. Решение "экономить на бензине" выльется в затраты на буферный аккум и контрольные схемы ограничителей тока со стороны потребителей (100А генератор не потянет, а вот аккум отдаст легко, особливо при козе). Так-что установи разумные рамки компромисса.
Действительно... Конденсатор - не для того нужен. Вот индуктивность - можно приспособить, индуктивность чем больше - тем более "мешает" быстрому изменению тока через себя.
Индуктивности проводом потолще, одинаковые(, заодно и помехи уберутся и выбросы, могущие испортить лампочки, подавятся). Конденсатор не помешает, но его задача другая - об этом можно в учебниках почитать, там вообще много полезного пишут....
Индуктивности проводом потолще, одинаковые(, заодно и помехи уберутся и выбросы, могущие испортить лампочки, подавятся). Конденсатор не помешает, но его задача другая - об этом можно в учебниках почитать, там вообще много полезного пишут....
- zOrg
- Почётный пользователь
- Сообщения: 13905
- Зарегистрирован: 09.01.2009,22:22
- Откуда: Ленинградская область, пгт. Сиверский
-
Вклад в сообщество
sanders У китайцев походу у всех так. Я в гараже отказался от ламп накаливания и поставил дневного света они не мерцают. Правда когда генератор чихает могут кратковременно погаснуть. А так я генератор использую только на подзаряд аккума. А питаюсь через батарею и инвертор. Моточасы у гена тоже не вечные.
Flynn Lives / Кай жив / Tarus жив
Все там ясно, и именно от генератора и надо плясать в этом вопросе. Синхронный генератор с автоматическим регулятором возбуждения (поэтому напряжение стабильное при изменении частоты вращения и нагрузки в широком диапазоне), обмотки включены по схеме звезда, на выходе - мост Ларионова. Это если у вас автомобильная тематика.В него встроен выпрямитель, и это устройство будем считать неразборным, что внутри - не ясно.
Далее,
Не возможно, а совершенно точно. Только не переменку, а именно пульсации, с амплитудой 0,23 от максимальной, а с учетом возможных просадок генератора - и еще больше. Так что при уменьшении частоты вращения эффект двойной - а) уменьшается частота пульсаций, б) увеличивается их амплитуда. Оба эффекта влияют на субъективное ощущение "мерцания" ламп накаливания, питающихся от такого источника.лампы накаливания начинают слегка мерцать.
...
Возможно осцилограф бы показал некую переменку (пульсации) в такт с оборотами генератора.
Ответ: можно. Только частота пульсаций = 6*частота вращения[сек^-1]*число пар полюсов, в вашем случае - никак не менее 60 Гц при 600 об/мин.Вопрос такой: можно ли каким-либо конденсатором (10-, 20-, 100-тыс. микрофарад) сгладить эти пульсации, если ток нагрузки 10-30А, а частота пульсаций 10Гц (600об/мин делим на 60сек) ?
Эффект, который вы некорректно называете инерционностью, связан с последовательным внутренним сопротивлением конденсатора (ESR). Соответственно, чем оно меньше, тем лучше конденсатор сглаживает пульсации.Я так понимаю, что у кондеров есть инерционность, и с увеличением емкости в какой-то момент эффект сглаживания прекратится?
При прочих равных, у параллельно включенных конденсаторов итоговая ESR меньше. Также есть тенденция к уменьшению ESR с уменьшением емкости конденсатора. Так что вывод верный. Еще можно рекомендовать подбирать конденсаторы специальных серий с уменьшенной ESR.Или если поставить не один бооольшой, а много маааленьких кондеров, тогда инерционность не будет мешать сглаживанию?
petrenko, только проблема у этих фильтров: а) необходимо фильтровать относительно низкие частоты б) широкий диапазон фильтруемых частот - разница в 5 раз между низшей и высшей возможной частотой пульсаций. Прикиньте габаритные размеры дросселя.
Все-таки 60 Гц (а скорее всего там 120 или даже 180 Гц) частота пульсаций - уже глазом трудно заметить.
Тут еще вот какой эффект может быть: регулятор возбуждения "качается", т.е. работает вне зоны максимально допустимой нагрузки при столь малой (600 об/мин) частоте вращения вала генератора. Грубо, то вдувает максимальный ток возбуждения, то снижает его до минимума. Если еще и мощность приводного двигателя (ДВС?) соизмерима с мощностью генератора, это дополнительно приводит к раскачке еще и частоты вращения самого вала из-за переменной (и относительно мощной для привода) механической нагрузки. Вот тут частота пульсаций выходного напряжения уже будет значительно меньше. Надо исследовать, и либо подтвердить, либо опровергнуть это предположение.
Тут еще вот какой эффект может быть: регулятор возбуждения "качается", т.е. работает вне зоны максимально допустимой нагрузки при столь малой (600 об/мин) частоте вращения вала генератора. Грубо, то вдувает максимальный ток возбуждения, то снижает его до минимума. Если еще и мощность приводного двигателя (ДВС?) соизмерима с мощностью генератора, это дополнительно приводит к раскачке еще и частоты вращения самого вала из-за переменной (и относительно мощной для привода) механической нагрузки. Вот тут частота пульсаций выходного напряжения уже будет значительно меньше. Надо исследовать, и либо подтвердить, либо опровергнуть это предположение.
- sanders
- Advanced Member
- Сообщения: 9377
- Зарегистрирован: 26.03.2008,14:47
- Откуда: Санкт-Петербург
-
Вклад в сообщество
Всем, спасибо!
Я понял, что кондеры мне не помогут. Всю систему описывать долго и сложно, и советы тут не помогут.
А впрочем. Есть автомобиль, гарантийный, не самый дешевый и не самый китайский :-) Я замечаю, что на прогретом двигателе независмо от включенных потребителей, при включении подсветки салона она едва заметно мерцает в такт с работой двигателя. Тоже с габаритными огнями. Ксеноновые фары не мерцают, магнитола поет отлично, дисплей навигатора не мерцает. Задние светодиодные огни не мерцают, хотя у светодиодов инерционность меньше, и они как раз-таки мерцать должны сильнее. Сервисмены неуверенно соглашаются, что может и заметно что-то но настолько неявно, что не соглашаются, что это неисправность. Делают диагностику по гарантии, ничего плохого не находят. Садят меня в тест-драйвовый автомобиль. Там подсветка мерцает но намного слабее, почти не мерцает (я еле замечаю). Поскльку нет твердого критерия пульсаций, как с люфтами, как с углами схода-развала, то и регулировать вобщем-то нечего. Менять генератор, выпрямитель которого не пробит - глупо. Мерцание не зависит от того, включил ли я все подогревы, вентилятор, звук на всю катушку, кондиционер и др. потребителей или наоборот все выключено. Главное, чтобы обороты были х.х.
Вот я и думал поставить кондер параллельно аккумулятору. Большой такой кондер на пару фарад. И может поможет.
Еще сервисмены сказали попробовать поставить новый аккумулятор. Но моему всего 2 года, и в -20град он легко заводит авто, значит, менять его тоже глупо. При выключенном двигателе напруга 12.2...12.5в. При включенном 13.5....13.0
Я понял, что кондеры мне не помогут. Всю систему описывать долго и сложно, и советы тут не помогут.
А впрочем. Есть автомобиль, гарантийный, не самый дешевый и не самый китайский :-) Я замечаю, что на прогретом двигателе независмо от включенных потребителей, при включении подсветки салона она едва заметно мерцает в такт с работой двигателя. Тоже с габаритными огнями. Ксеноновые фары не мерцают, магнитола поет отлично, дисплей навигатора не мерцает. Задние светодиодные огни не мерцают, хотя у светодиодов инерционность меньше, и они как раз-таки мерцать должны сильнее. Сервисмены неуверенно соглашаются, что может и заметно что-то но настолько неявно, что не соглашаются, что это неисправность. Делают диагностику по гарантии, ничего плохого не находят. Садят меня в тест-драйвовый автомобиль. Там подсветка мерцает но намного слабее, почти не мерцает (я еле замечаю). Поскльку нет твердого критерия пульсаций, как с люфтами, как с углами схода-развала, то и регулировать вобщем-то нечего. Менять генератор, выпрямитель которого не пробит - глупо. Мерцание не зависит от того, включил ли я все подогревы, вентилятор, звук на всю катушку, кондиционер и др. потребителей или наоборот все выключено. Главное, чтобы обороты были х.х.
Вот я и думал поставить кондер параллельно аккумулятору. Большой такой кондер на пару фарад. И может поможет.
Еще сервисмены сказали попробовать поставить новый аккумулятор. Но моему всего 2 года, и в -20град он легко заводит авто, значит, менять его тоже глупо. При выключенном двигателе напруга 12.2...12.5в. При включенном 13.5....13.0
К сожалению, тут действительно мало что можно посоветовать. Тут либо глючит (или некачественно реализовано) реле-регулятор, либо выходной мощности генератора не хватает на частоте вращения х/х двигателя. Напряжение периодически опускается до уровня АКБ на х/х. Все потребители, которые вы перечислили, имею свои вторичные стабилизаторы или источники (магнитола, GPS, ксеноновые фары), так что им пофиг. Характеристика световой отдачи светодиода тоже отличается от лампы накаливания, и возможно они также включены не напрямую к бортовой сети, а через промежуточный источник.
Если действительно есть желание заморочиться, то:
- можно повысить частоту вращения х/х двигателя перепрошивкой ЭБУ.
- заменить генератор в сборе с реле-регулятором на другую модель (возможно с переделкой крепежных отверстий, приводных механизмов и т.п.) .
- отвязать цепь освещения от остальных потребителей диодом Шоттки, и уже в ней разместить кондер. Позволит не нагружать конденсатор прочими потребителями при просадках бортового напряжения.
Сами понимаете, все это вмешательства в конструкцию автомобиля, его ответственных частей, и чревато как минимум потерей гарантии. А вообще это все - узлы, ответственные за безопасность (ЭБУ, электрика, фары). Так что решать только вам.
Если действительно есть желание заморочиться, то:
- можно повысить частоту вращения х/х двигателя перепрошивкой ЭБУ.
- заменить генератор в сборе с реле-регулятором на другую модель (возможно с переделкой крепежных отверстий, приводных механизмов и т.п.) .
- отвязать цепь освещения от остальных потребителей диодом Шоттки, и уже в ней разместить кондер. Позволит не нагружать конденсатор прочими потребителями при просадках бортового напряжения.
Сами понимаете, все это вмешательства в конструкцию автомобиля, его ответственных частей, и чревато как минимум потерей гарантии. А вообще это все - узлы, ответственные за безопасность (ЭБУ, электрика, фары). Так что решать только вам.
Ионистор вам не подойдет (почитайте, что это такое). Вам тут нужен только электролит! Возьмите например несколько 47000 мкФ х 25 В, очень желательно найти на 105 С. Все же лучше повесить по такому кондеру на каждую фару, через диод Шоттки.Вот я и думал поставить кондер параллельно аккумулятору. Большой такой кондер на пару фарад. И может поможет.
Я тоже считаю, что менять АКБ пока ни к чему. А еще прекрасно знаю, что когда "сервисмены" не знают что посоветовать, то начинают советовать подобную ерунду, исходя из банальной эрудиции (ну и чтобы удовлетворить клиента - ему же надо непременно что-то заменить). По хорошему, надо сунуться в ботовую сеть осциллографом. Продиагностировать АКБ, если они советуют непременно его менять (есть методики тестирования). А вообще - конечно, надо бы заменить генератор в сборе с регулятором. Только вот они пойдут на это, если вы им докажете, что пульсации напряжения недопустимые, или что лампочки моргают не по нормам безопасности и т.п. А ведь вполне может оказаться, что на эти параметры нет соответствующих требований ГОСТов и внутренних ТУ производителя, или что например эти параметры на вашем авто укладываются в нормы.Еще сервисмены сказали попробовать поставить новый аккумулятор. Но моему всего 2 года, и в -20град он легко заводит авто, значит, менять его тоже глупо. При выключенном двигателе напруга 12.2...12.5в. При включенном 13.5....13.0
Замени свечные провода. Искровая помеха в бортовой сети. Аккум и генератор - невиновны, 100-фарадный кондёр не спасёт - как раз наоборот - увеличит амплитуду помехи.sanders писал(а):Есть автомобиль, гарантийный, не самый дешевый и не самый китайский :-) .... Там подсветка мерцает но намного слабее, почти не мерцает (я еле замечаю)
На х/х оборотов мало, частота помехи заметна на-глазок, при марше - помеха никуда не делась, но уже не фиксируется глазом.
И не забудь зачистить там все контакты - А то "двухэтажная" свеча получится: и внутри искра, и снаружи...
Заодно проверь катушку зажигания, если таковая есть в конструкции. Подгулявшая, она такие фокусы выдаёт запросто.
Как заменишь детали - проведи регулировку "угла опережения зажигания", от сего тож зависит помеха (кады "бьёт" не в смесь, а в воздух - это искровое КЗ).
PS. Раньше, во времена поголовных ТАЗов, для гашения помехи ставились на свечные провода дополнительные резисторы. Не лучший вариант, но спасало на 80-90%.