Железные призраки прошлого

Компьютерная история

СтатьиСтатьиСтатьи
Cтарое железо и софт

МузейМузейМузей
Старые компьютеры

ФорумФорумФорум
Полигон призраков

ОбщалкаКонкурсыКонкурсы
Статьи и фото



Искать на сайте:
Эссе



Эта статья прислана на конкурс.

fromarcanum (автор играет на конкурсе под псевдонимом)

Я давно хотел принять участие в конкурсе на "Полигоне призраков", но время пролетело незаметно, и получилось, как периодически бывает, не так, как планировалось. Я еду в поезде Москва-Краснодар, и единственное устройство, на котором я могу набрать текст и отослать его на конкурс - одолженный четвертый айфон. Много текста на нем не наберешь, поэтому заранее прошу извинить за краткость и скудность иллюстраций. Думаю, что получится скорее эссе, посвященное моим долгим размышлениям об истории развития компьютеров и о том, почему же мне так это интересно.


Я хотел бы начать с рассказа об одной старой компьютерной игре - Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura. Игры всегда играли особую роль в компьютерной индустрии: будучи инструментом обучения и отработки программных средств на заре становления ЭВМ, впоследствии игровая индустрия стала самостоятельным и очень мощным фактором развития компьютерной техники. Но это размышления в целом, а что же меня связало тогда с этой игрой? Не знаю, насколько вам знакомо это чувство, но Арканум стал тогда для меня как хорошая книга, путеводная звезда, утешение в тяжелые моменты жизни. Это огромный и интересный мир, наполненный персонажами, развивающимися драмами, очарованием техники викторианской эпохи, приключениями и многим другим. Она не заменила мне жизнь, но позволяла взглянуть на реальность с разных точек зрения и поддерживала в трудные минуты. Смешно вспоминать, что и покупал ее несколько раз, из-за того, что многие пиратские версии отказывались даже устанавливаться. Но как чувствовал и не прогадал... Ужасная графика даже для 2001-го года отпугнула многих игроков, но те, кому игра понравилась, поддерживают ее до сих пор, а ведь с момента выпуска прошло уже порядка 14 лет!



Между вычислительными монстрами 70-80-ых и современной компьютерной индустрией существует интервал становления персонального компьютера как культурного феномена. Эту историю крайне интересно изучать по конкретным экземплярам компьютеров, ведь каждый из них - воплощение напряженной работы целых коллективов, их идей. Иногда это либо технологии, совершившие революцию, либо слишком обогнавшие время и не получившие признания, либо просто оказавшиеся крайне специфичными. Это все очень интересный материал для анализа, многие популярные технологии разрабатывались за много десятилетий до удачного выхода на рынок. В каком-то смысле история IT циклична, причины провалов компаний, расстановка крупных игроков на рынке - все это многократно повторяется.

Очень интересно изучать, к примеру, чему обязан появлением компьютер вообще и персональный компьютер в частности. Почему в прошлом сложилась историческая традиция разделения на большие и малые ЭВМ, и многое другое...




И хотя я не хочу вновь вернуться к своему компьютеру детства с крошечным монитором и севшей трубкой, меня очень интересует компьютерная техника прошлого. Здравый смысл говорит, что вся эта техника безнадежно устарела, но если вдуматься серьезнее, то это оказывается лишь навязанной маркетологами идеологией. Большая часть техники устаревает лишь морально, действительно аппаратно могли устаревать мэйнфреймы, персональные компьютеры до 90-ых годов, пока не выработались более-менее единые стандарты аппаратного обеспечения. Тогда и программное обеспечение было чаще всего привязано к железу компьютера и менялось вместе с ним. Сейчас скорее стало невыгодным оптимизировать ПО, проще и выгоднее периодически сменять технологическую базу и не поддерживать предыдущие модели. Что же заставляет компьютерную индустрию все больше наращивать производительность? Кому нужна такая производительность? Конечный потребитель сейчас чаще всего работает с программными абстракциями в виде интерфейса и ему мало интересно, что за процессор установлен в его компьютере. Сам процесс вычисления не является целью процесса, даже результаты вычисления не являются чем-то значимым, что резко отличает процесс взаимодействия с компьютером когда-нибудь в 70-80-ых. Современный пользователь заинтересован в процессе диалога с компьютером - изобретении, впервые появившемся в эпоху становления ЭВМ третьего поколения и сильно преобразившим процесс разработки вычислительных алгоритмов.


Персональный компьютер "той" эпохи сейчас освобожден от необходимости соответствия подобным, названным мною "маркетинговым" стандартам. Мы можем вдумчиво и не торопясь понять, чем тогда персональная ЭВМ действительно могла помочь человеку, каких простых функций, которые сейчас очевидны, не хватает им, и наоборот - чем простой и аскетичный интерфейс прошлых лет лучше загроможденного элементами управления современного интерфейса?
Как я уже писал выше, компьютер - это синтез железного и программного обеспечения, этакое воплощение научной (и многой другой) мысли. Это наука в ее несколько редуцированном виде - технологическая наука. Вы можете возразить мне - почему же редуцированном? Приведу пару примеров. Нам всем хорошо известен закон Мура. Это один их немногих абстрактных законов, касающихся вычислительной техники. Вам никогда не казалось, что он слишком прост? В нем нет объяснения природы такого закономерного наращивания производительности, и если в момент создания это было лишь смелым предположением, то сейчас этот закон - ориентир для Intel и AMD. В каком-то смысле эффект сбывшегося предсказания. Другой пример - разработка единого протокола обмена информацией в Сети. Разработанная модель OSI, хоть и безусловно пригодилась, сама не смогла стать стандартом и была вытеснена более практичным и дающим большие возможности TCP/IP. Я не говорю, что это плохо, но обращаю внимание на то, что это мир технологий, рынка, маркетинга и лишь в последнюю очередь - науки. "Разбор полетов" спустя десятилетия после выхода в свет техники - это не сдувание пыли с музейных экспонатов, это редкая возможность остановиться и обозреть, что же вообще происходило тогда и происходит сейчас в нашем столь быстро меняющемся мире IT.


Мое время подходит к концу. Пора уже скоро будет отправить эти набросанные в приложении "заметки" мысли кому-то, кто сможет отправить их на конкурс. Я оставил для себя напоследок самое приятное - волшебство. Когда-то компьютер был воплощением магии и волшебства в хорошем смысле слова - с ним почтительно обращались, ухаживали, при случае - ковырялись, пытаясь улучшить. Он был чем-то действительно волшебным, дающим, казалось бы, такие возможности - программирование, электронная документация, общение с людьми, игры и многое другое. Он был сурового дизайна, ведь все проектировалось инженерами, обладал неповторимым шармом, был сделан чаще всего на совесть - посмотрите на свои экспонаты, пережившие не один десяток лет службы. Мне приятно о них думать, работать с ними, хотя у меня есть и современный компьютер. Тогда компьютер был пришельцем из будущего, этакой ступенькой, символом перехода на новый уровень. Это не только мое ощущение от той эпохи, я совершенно случайно находил общую тему для разговора о том, как работалось за компьютером, с людьми, далекими от IT. И они ведь тоже вспоминали об этом с теплом. Я думаю, что здесь замешано огромное количество факторов, но я не готов сейчас это досконально анализировать. Была эпоха, когда компьютер был волшебством, испытанием, любимым хобби, которое могло внезапно принести огромные деньги, чувством принадлежности к будущему и многим другим. Так о нем думали не только пользователи, но и сами разработчики. Тогда собралось пестрое, но крайне интересное сообщество пользователей, не одержимых культом "карго", а думающих, творящих, жаждущих общаться и делиться знаниями. Понятное дело, что не все были такими, но в целом, мне кажется, я правильно описываю образ. Сейчас это уже не так. И это нормально, ведь компьютеры сейчас - не удел избранных. Сейчас просто стало немного сложнее найти сообщество, обладающее подобными ценностями, но в то же время нацеленное на развитие, будущее. Современный интерфейс, упрощая доступ к популярным ресурсам, как в компьютере, так и в сети, усложняет доступ к возможностям творчества. Посмотрите на какую-нибудь персоналку 80-ых со встроенным Бейсиком и на современную ОС. Дети с удивлением узнают, что можно использовать компьютер для вычислений или программирования... И кондовая информатика, чаще всего достаточно безвкусно преподаваемая в школе, ничуть не создаст того ощущения жажды творчества, испытания своих возможностей и многого другого, что вызывает у меня в памяти воспоминания о компьютере детства.

Спасибо всем, кто прочитал эту статью до конца. Я рад, что пусть и не так, как я хотел, но я все-таки написал её. Это мое видение эпохи, которым я хотел поделиться с вами, и никоим образом не хотел кого-либо обидеть. У меня уже начался рассвет, надеюсь, чтение статьи принесло не меньше удовольствия, чем её написание!







Обсудить статью в специально созданной ветке форума. Эта статья прислана на конкурс.

© Текст, фотографии - fromarcanum

© Железные призраки прошлого - 2015 г.

Опубликовано 22.05.2015 г.


Дополнения или поправки на phantom@sannata.ru

 


На главную страницу сайта

На страницу конкурсов



Авторские права и условия копирования материалов